Стратегии обслуживания велосипеда

Смазка велосипеда

Обслуживание необслуживаемых узлов

Как хранить велосипед зимой

Зимнее катание и уход за велосипедом зимой

Дисковые тормоза в велотуризме

Что такое ChainLine и с чем его едят.

Полевой ремонт

Выбор велосипеда

Перед первым выездом

Что еще надо приобрести после покупки нового велосипеда.

Перевозка велосипеда в легковом автомобиле

Перевозка велосипеда в общественном транспорте

Техника безопасности при езде на велосипеде по городу.

Техника безопасности при езде на велосипеде за городом.

Общественное походное снаряжение

Личное походное снаряжение

Продукты и питание в походах


Обслуживание необслуживаемых узлов

В современном велосипеде многие узлы (например,  каретка, трещотка) выполнены неразборными и необслуживаемыми. То есть, по замыслу конструкторов,  этот узел не нуждается в каком либо обслуживании на протяжении всего срока службы. А если этот узел ломается, то его надо просто выбросить и заменить новым.

Но в российских условиях, когда велосипедные  комплектующие достаточно дорогие, и к тому же не продаются на каждом углу, их можно попробовать починить.

Необходимость в ремонте неразборного узла может возникнуть и в походе, когда до ближайшего магазин добраться за разумное время невозможно, а ехать надо... Речь будет идти об аварийном ремонте, когда надо восстановить поврежденный узел настолько, чтобы нормально завершить путешествие или хотя бы доехать до ближайшей железнодорожной станции.

Эти статьи публикуются с любезного разрешения Сергея Михайловича, более известного в велосипедном интернет - сообществе как takinado.

Резьбовые трещотки

Каретка BB-LP27

У меня был случай: будучи в Москве я покупал каретку - картридж "Аливия" в Сокольниках. Когда я уже держал в руках эту каретку, я спросил у продавца:

 - Она разборная?

- Нет. - ответил продавец. 

Пока он рассовывал мои (теперь уже его) деньги по лоткам в кассовом аппарате, я успел снять пластиковую крышку с левой стороны каретки и там обнаружилась гайка. -

А это что? - спросил я.

- Не знаю, она не разборная. - сказал, как отрезал продавец.

Уже позже, дома я разобрал эту каретку и выяснилось - смазки так маловато, и она достаточно перетянута. Эта каретка уже перебиралась три раза и служит около двух лет.

 

   Про резьбовые трещотки

Резьбовые трещотки накручены на резьбу втулки. Резьба М35х1 (СССР, Италия, Франция и т.д.) или 1.37"х24 (Шимано). Резьбы, в принципе, взаимозаменяемые. Скручиваются со втулки специальным съёмником, причём для разных трещоток нужны разные съёмники. Перед снятием трещотки необходимо открутить (ослабить) кольцо-конус (у советских трещоток "через зуб" это кольцо с обратной стороны, и поэтому оно откручивается после снятия трещотки). Резьба этого конуса левая. Под конусом находятся шарики (у советских диаметр 3 мм, у всех остальных 3.175 мм (1\8") и регулировочные прокладки. Вынимаем внутренний корпус из наружного и все детали промываем и осматриваем: сколы и износ зубьев храповика и собачек "предлагает" нам всё  выбросить  в металлолом. Небольшая коррозия и отсутствие смазки позволяет  использовать узел далее. Сломанные пружинки заменяем ( для советских имеются в продаже, для Шимано подходит ремкомплект от пензенской  трещотки, а для других изготовляется из пружиной проволоки  необходимого диаметра (0.3 - 0.6 мм) по образцу. Сборка в следующем порядке: на  шариковую дорожку внутреннего корпуса наносится тонкий слой  пластичной смазки и "наклеиваются" шарики (полностью по кругу,  оставляя место для 1-3 шариков . Остальные шарики наклеиваем на  внешнюю шариковую дорожку наружного корпуса. Собачки смазываем маслом. Положив внутренний  корпус на стол, одеваем наружный на него (у Шимано все проходит на "ура", а советских приходится собачки загонять на место с помощью  тонкого предмета). Ставим регулировочные кольца на место, убрав самое тонкое, закручиваем конус (левая резьба). Собранная трещотка  должна легко вращается без заеданий. Если такого не происходит придётся вернуть регулировочное кольцо на место. Есть ещё альтернативный метод устранения люфта: стачивание опорной   поверхности конуса на абразивном круге (вручную) с периодической  проверкой. Люфт должен быть минимальным. Собранную трещотку  накручиваем на втулку колеса, предварительно смазав резьбу  пластичной смазкой.
 


   Про каретку  BB-LP 27

Данная каретка разбирается и собирается. С левой стороны картриджа  есть пластмассовый колпачок - его нужно снять, а под ним обнаружится  гайка с размером под ключ 20.7 мм ( свечной ключ) резьба левая,  откручивается с треском, потому как на гайке и шайбе с усом имеется насечки.  Собирается так: на валу (справа) "наклеиваются" шарики, которые больше  (~5.7мм), а в корпус (слева) меньшие шарики (~4.2мм) затем вставляется  вал в корпус и закручивается конус (резьба левая), устанавливается шайба  и накручивается контргайка. Пыльники вставляются в последнюю очередь.  Крутить контргайку лучше всего в тисках - зажав вал за квадрат, а при  отсутствии тисков одеть на правую сторону вала левый шатун и удерживать за него.